Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) занимают особое место в деятельности отделения социальная служба «Микрореабилитационный центр» Славгородского комплексного центра. Команда специалистов осуществляет комплексную реабилитацию детей с тяжелыми нарушениями развития, применяя личностно-ориентированные подходы и современные коррекционные методы, обучая родителей всем приемам взаимодействия с ребенком.
Работа с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР), требует особого подхода и внимательности в нескольких ключевых аспектах.
Индивидуальный подход: Каждое дитя с ТМНР уникально, поэтому необходимо разрабатывать индивидуальные программы обучения и реабилитации, учитывающие особенности их развития, интересы и потребности. Важно учитывать уровень развития и возможности ребенка.
Мультидисциплинарный подход: К работе с такими детьми привлечены специалисты из различных профилей дефектологи, логопеды, психологи, инструкторы по адаптивной физкультуре. Слаженное взаимодействие всех участников позволяет создать гармоничную программу поддержки и развития ребенка.
Ориентация на функциональность: Цели и задачи работы с детьми с ТМНР должны быть направлены на развитие функциональных навыков, которые помогут детям адаптироваться в повседневной жизни и повысить их независимость.
Использование специальных методик и технологий: Применение адаптированных обучающих материалов, развивающих игр, а также современных технологий, таких как компьютерные программы и приложения, может значительно облегчить процесс обучения и коммуникации.
Опора на сохранные функции: У каждого ребенка есть свои сильные стороны. Важно выявить их и использовать как основу для развития других навыков.
Создание комфортной пространственной реабилитационной среды: Обстановка, в которой происходит обучение и реабилитация, должна быть безопасной, структурированной и предсказуемой. Это помогает детям чувствовать себя более комфортно и уверенно. Для этого необходимо адаптировать пространство (например, использовать специальную мебель), подобрать специальные развивающие игрушки и пособия, при необходимости использовать средства альтернативной коммуникации (карточки PECS, жесты, зрительная реакция телесная реакция на ответ).
Комплексность: Коррекционная работа должна охватывать все сферы развития ребенка: двигательную, познавательную, коммуникативную, социальную.
Поэтапность в подаче материала: Начинать нужно с простого, постепенно усложняя задания по мере освоения ребенком навыков. Каждый новый навык должен опираться на уже сформированный.
Поддержка и вовлечение родителей: Родители играют важную роль в процессе развития ребенка. Важно информировать и обучать их, помогая им вовлечься в реабилитацию и обучение.
Чувствительность к эмоциональным потребностям: Дети с ТМНР могут испытывать трудности в коммуникации и выражении эмоций, поэтому важно быть внимательным к их невербальным сигналам и создавать ситуации, в которых они смогут выражать свои чувства.
Мониторинг и оценка: Регулярная оценка достижений ребенка и корректировка программ работы необходимы для отслеживания его прогресса и адаптации методов обучения.
Работа с детьми с ТМНР — это сложный, но крайне важный процесс, который требует терпения, творческого подхода и профессионализма.