В настоящее время можно встретить много способных и талантливых детей. Хочется сказать о том, что не только дети с нормальным уровнем развития имеют способности и таланты, но и детки с ограниченными возможностями здоровья, детки с инвалидностью также имеют способности и таланты.
В Комплексном центре г.Славгорода отделении социальная служба «Микрореабилитационый безусловно способные и талантливые дети! Специалисты отделения работают над развитием способностей и талантов ребятишек в процессе проведения коррекционных занятий, обучая родителей методам работы над развитием способностей детей. Привлекают к участию родителей и детей в творческих конкурсах, выставках.
1. Способность и талант
Способность и талант – эти слова кажутся сходными по смыслу, однако имеют различие. Под способностью принято считать навык или умение, которое приобретается человеком в процессе обучения и даёт возможность успешно справляться с тем или иным видом деятельности. Талант – врожденная, генетически обусловленная способность к выполнению определённых задач. Стоит обратиться к общей структуре способностей.
Таким образом, способность можно получить с рождения и приобрести, а талант передается по наследству.
Как же развивать способности и талант у ребенка? Конечно в продуктивной деятельности. Продуктивная деятельность – это деятельность ребёнка, направленная на получение определённого продукта. Какие бывают виды продуктивной деятельности?
- Рисование;
- Лепка;
- Аппликация;
- Конструирование.
2. Рисование.
Рисовать можно как традиционными техниками, так и нетрадиционными.
Традиционные техники:
- Рисование простыми и цветными карандашами, фломастерами позволяет детям учиться создавать линии, формы и силуэты, что способствует развитию мелкой моторики.
- Рисование гуашью. Гуашевые краски дают возможность детям работать с плотными и насыщенными цветами, создавать яркие и выразительные изображения.
- Рисование акварелью. Использование акварели развивает чувство цвета и позволяет экспериментировать с прозрачностью и смешением оттенков.
- Рисование с помощью трафарета. Трафареты развивают мелкую моторику рук и формируют умение ориентироваться на листе бумаги. С помощью них у детей формируются навыки контроля и самоконтроля, они помогают сфокусировать внимание на форме и величине изображаемого объекта.
- Рисование восковыми мелками позволяет закрашивать большие участки одним цветом или полностью рисовать рисунок в монохромной гамме.
Нетрадиционные техники:
- Рисование пальчиками и ладошками.
- Рисование с солью, песком, манкой.
- Рисование мыльными пузырями.
- Рисование штампами.
- Кляксография.
- Рисование пластилином.
- Рисование ватными палочками.
- Мотонопия и др.
Детские нетрадиционные техники рисования стимулируют развитие воображения и творческого мышления, проявление инициативности и самостоятельности, формирование индивидуальности ребенка, развитие наблюдательности, формирование индивидуального восприятия искусства и красоты. Нетрадиционное рисование приносит детям массу позитивных эмоций.
3. Лепка.
Лепка — очень важное занятие для ребенка, которое развивает мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Лепить можно из пластилина, теста для лепки, глины, соленого теста.
Лепка из пластилина:
- Классический пластилин. Подходит для детей старше 3 лет, т. к. его сложнее разминать неокрепшим ручкам.
- Восковой пластилин. Подходит и маленьким деткам, т. к. за счет своей восковой основы, он более мягкий и пластичный
Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть не слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся.
Лепка из глины:
Глина является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный лечебный материал. Лепка из глины снимает у детей страхи, негативные эмоции, агрессии, создает положительное состояние у детей.
Лепка из соленого теста:
Один из самых доступных и дешёвых материалов. Его можно купить готовое, а можно сделать самостоятельно, добавить красители для получения цветного теста. Ребёнок учится творить и создавать, в которых развивает фантазию, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти.
Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца.
4. Аппликация
Это способ создания художественных изображений из различных материалов (бумаги, ткани, кожи, меха, высушенных листьев), вырезанных и наклеенных, или нашитых на фон. Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием и познавательной деятельностью, оказывает огромное влияние на развитие умственных и творческих способностей детей. Развитию сенсорного восприятия способствуют операции по обработке бумаги: сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.
Существует множество разнообразных видов аппликации.
По содержанию.
Предметная. Из бумаги, ткани, или какого-либо материала вырезаются фигурки, и приклеиваются на основание. Изображение может быть любые, например, листа, зверя, птицы, дома.
Сюжетная. Картинка складывается из нескольких деталей, взаимосвязанных друг с другом. Сюжет может отображать какое-либо событие или действие.
Декоративная. Используется для оформления чего-либо: альбомов, рамок, предметов домашнего обихода. Чаще всего состоит из узоров или орнаментов.
По форме
Геометрическая. Такую аппликацию составляют из всевозможных геометрических фигур.
По способу изготовления деталей
- Резанная. Детали нарезаются ножницами в хаотичном порядке.
- Рваная. Рваная или обрывная аппликация создается без участия ножниц.
По способу прилегания к основе
- Плоская. Достаточно нарисовать на листе разноцветной бумаги силуэт объекта, по контуру осторожно вырезать, и наклеить его на фон-основу. Самое главное в этой работе, чтобы очертания контура предмета соответствовали действительности.
- Объемная. Для этого вида аппликации сначала на основу наносится схематический рисунок будущего изображения. Затем, подготавливаются объемные элементы. Это могут быть: бумажные комочки или шарики, гармошки, спиральки, пружинки и любые другие элементы.
Наличие множества видов аппликации создает возможность большой вариативности проведения занятий и возможность эффективного участия в работе детей с различным уровнем развития ручных умений.
5. Конструирование
Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.
Технический тип
- конструирование из строительного материала;
- конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления;
- конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
Художественный тип
- конструирование из бумаги
- конструирование из природного материала.
Детское конструирование направленно на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.
Выделяют следующие формы конструктивной деятельности ребенка:
- Конструирование по образцу. Ребенку показывают образец будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческого напряжения, но требует внимания, сосредоточенности, и главное — принятия самой задачи «действовать по образцу».
- Конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, построить пароход так, чтобы на нем могли разместиться команда и пассажиры, построить мост через широкую и глубокую реку для трамвая, машин и пр.
- Конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра: здесь можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающих предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и пр.
Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию личности ребенка: всем видам мышления, воображению, творческих способностей, памяти, вниманию.
6. Итог
Из-за сложностей в двигательных навыках и координации движений продуктивная деятельность особенных детей выполняется с помощь родителей, либо специалиста. Мама, специалист оказывают помощь ребенку, поддержку. Некоторые действия выполняются методом «Рука в руке». В процессе продуктивной деятельности идет развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, отрабатывается умение подбирать цвета, умение делать выбор, работать ножницами, развиваются и бытовые умения и навыки. Как следствие творческой работы – изготовленная вещь и прекрасное настроение, как самого ребёнка, так и взрослого.
Подводя итог, можно сказать о том, что существует огромное разнообразие видов продуктивной деятельности, с помощью которого можно развивать способности и таланты детей. Талант родителей может быть и талантом ребенка. Наблюдайте за ребенком, беседуйте с ним, спрашивайте, что ему интересно. На основе этого можно выбирать методы развития способностей и таланта ребенка. Совместная работа родителей и специалистов отделения позволит развивать и совершенствовать способности и таланты детей. Ведь наши дети тоже способны и талантливы!