Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Детский возраст — благоприятный период воспитания патриотизма. В эти годы закладывается фундамент личности и задача взрослых, не только развивать познавательные процессы, но и доносить до ребят важные исторические моменты нашей Родины.
Тема войны сама по себе очень серьезная, глубокая, и очень сложная для понимания ребенку с теми или иными нарушениями. Ребенку с нарушениями в развитии не свойственно трагическое восприятие мира, у них не сформированы временные связи, у многих из детей стерта грань между реальностью и игрой. У ребят с ограничениями мышление носит образный характер, связанный с практической деятельностью. Им недостаточно знать, им нужно чувствовать!
Специалисты отделения социальная служба «Микрореабилитационный центр» Комплексного центра г. Славгорода в преддверии праздника Победы 9 мая, проводят со своими подопечными тематические занятия, читают литературу, посвященную теме Великой Отечественной войны, рассматривают картины художников на эту тему, занимаются продуктивной деятельностью (аппликация, лепка и т.д.).
Патриотическое чувство — это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка, начиная с самого детства. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки, наши отцы и деды. В этом случае очень важно участие родителей. Они должны рассказывать ребёнку о его предках, показывать фотографии, письма с фронта, награды, какие-то личные вещи, если такие сохранились, рассказать о бабушках и дедушках: как они воевали, как справлялись с трудностями. Можно поделиться своими эмоциями, вспомнив, как вы в детстве праздновали День Победы, сводить ребенка к мемориалу или памятнику.
Как правильно знакомить ребенка с темой войны:
- По мнению психолога А. Овчинниковой разговор о войне с ребенком это искренний разговор, ведь дети вам доверяют. Начиная разговор о войне, попробуйте спросить у своего ребенка, как он думает, что такое «война»?
- Психолог Ю. Кононова, предлагает рассказать детям следующую «сказку»: «Жили-были на нашей земле папы, мамы, дети, бабушки и дедушки. И пришли плохие дяди, которые сказали: мы будем жить на вашей земле, а вы уходите. Конечно, папы все встали и сказали: мы не уйдем отсюда, это наша земля. Достали пушки и стали защищать своих мам, детей, бабушек и дедушек. И конечно, им самим доставалось. Их ранили, им было больно, но они все равно вставали и спасали свою семью, друзей и знакомых. Они стояли до последнего, защищали свою землю и победили врагов.
- Не рекомендуется рассказывать об ужасах войны, лучше сконцентрировать своё внимание на основных понятиях о войне. Не вдаваться в подробности, попробуйте объяснять на примере сказочных героев, указывайте на положительный конец.
Обратите внимание:
Война – это всегда трагедия для целого народа, которая влечет за собой человеческие жертвы. В разговоре с ребенком о войне тема смерти тоже может всплыть. Возраст, когда с детьми уже можно говорить о таких последствиях — это 5-6 лет физиологического развития. НО! рассказывать о смерти можно лишь тогда, когда ребенок начинает задавать вопросы, понятным и не страшным для него языком. Если ребенок не спрашивает, значит ему это еще неинтересно, и заводить эту тему самостоятельно не стоит.
Какие истории о военном времени можно рассказать детям?
Можно, например, познакомить их с Таней Савичевой – девочкой из блокадного Ленинграда, которая писала дневник. Показать фотографию, рассказать, с чем она столкнулась, как описывала свою жизнь. Это на уровне детского понимания.
На каждом этапе взросления необходимо давать информацию в том виде, в котором она понятна ребенку. Важно сохранить доверие ребенка, чтобы он мог обращаться к родителю с любыми вопросами в том числе и о войне и, чтобы оставался при этом любознательным.