Состояние психологического здоровья детей раннего возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или косвенно включен в решение стратегических задач и указывает на актуальность обозначенной темы. С каждым годом растет процент детей, имеющих отклонение от нормы в сенсомоторном и психоречевом развитии.
Раннее детство – уникальный и неповторимый в жизни каждого человека период. Новые требования к современной системе образования, ориентированные на качество процесса воспитания, развития дошкольников раннего возраста, в еще большей степени предполагают активное привлечение родителей в развивающий процесс.
Самые близкие взрослые, родители являются первыми людьми, которые передают ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, эстетическом, социально-личностном развитии. Именно они создают особый эмоциональный микроклимат семьи, основанный на чувстве любви, принятия, благодаря которому у ребенка раннего возраста формируется особое отношение к себе и близким.
Однако, далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет и умеют найти правильные воспитательные решения. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте, как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после трёх лет. В результате внимание родителей сосредоточено только на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и т.д.) и представление ему множества игрушек. В других семьях, наоборот, переоценивают возможности ребёнка и начинают учить и воспитывать малыша в 2 года, как 5-7 -летнего (учат считать, писать, сажают перед телевизором, учат пользоваться компьютером и пр.). В обоих случаях игнорируются возрастные и индивидуальные особенности детей, чего делать не следует.
Нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и т.н.), являются прямым следствием такого «неумения» родителей. Ребенку раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать комфортные условия с учетом его физических и психологических возможностей, которые будут способствовать сохранению и укреплению его здоровья. Для этого родителям необходимо четко представлять характер нарушения, динамику развития ребенка и без помощи специалистов тут не обойтись.
В социальной службе «Микрореабилитационный центр» есть несколько форм работы с семьями, одна из которых кабинет реабилитации. Эта форма предназначена для семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе раннего возраста, которые могут дойти до социального учреждения без особых материальных и физических затрат и получить помощь и расширенные консультации квалифицированных специалистов в учреждении и получить опыт социализации ребенка.
В 2024 году 6 семей посещают кабинет реабилитации на постоянной основе.
Наблюдая за своим ребенком в обстановке, отличной от домашней, родители объективнее узнают его уровень, возможности, затруднения, при этом становятся активными участниками, а не сторонними наблюдателями. Тесная и постоянная связь со специалистами, их консультации – необходимое условие успешного развития ребенка и преодоления трудностей. Информирование родителей способствует расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности; дает направление на самостоятельный поиск нужной информации, учит ориентироваться в современной специальной литературе.
Существует определенная модель взаимодействия «родитель — ребенок — специалист» родителю (маме) отводится ведущая роль, ему принадлежит инициатива. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.
Эффективным дополнением работы с такими семьями является проведение коррекционных занятий с ребенком – инвалидов в онлайн формате, использование различных сервисов, созданных для обучения родителей методам и приемам, для консультаций и рекомендаций по вопросам ухода, развития и реабилитации детей – инвалидов. Родители могут выбрать наиболее удобный для себя формат взаимодействия и получения помощи. Официальные интернет ресурсы учреждения или популярные ныне родительские чаты, где родители имеют возможность поделиться своим опытом, получить эмоциональную поддержку и просто пообщаться.
По словам психолога «Микрореабилитационного центра» Светланы Шильреф, пять семей активно пользуются форматом удаленных консультаций.
Так, практические занятия с родителями и детьми в сочетании с информационными платформами оказывает позитивное влияние, родители стали более заинтересованно относятся к проблемам ребенка (как мамы, так и папы). У них повышается психологическая, педагогическая компетенция и интерес к развитию ребенка. Снижается показатель личностной тревожности у родителей. Увеличивается количество родителей, стремящихся проводить больше времени с ребенком, принимающих ребенка таким, какой он есть, уважающих индивидуальность ребенка, симпатизирующих ему.
Таким образом, для получения позитивной динамики в развитии детей раннего возраста с особыми возможностями здоровья, необходимо разнообразить, совершенствовать и находить новые формы, технологии развития воспитательного потенциала семьи, вовлекать их в совместный коррекционно-образовательный процесс, что повышает качество психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ.