Поиск
Close this search box.

Из опыта по внедрению стационарозамещающей технологии «Домашний микрореабилитационный центр»

Анализируя практику внедрения стационарозамещающей технологии «Домашний микрореабилитационный центр» в работу Славгородского комплексного центра, необходимо отметить, что она приобрела очертания самостоятельного направления и закрепилась в структуре учреждения. В 2021 году открылось отделение социальная служба «Микрореабилитационный центр», которое имеет свою стратегию, свои подходы и содержательные программы.

Любовь Пащук, заведующий отделением МРЦ:  «Благодаря пошаговым методическим рекомендациям, изложенным в сборнике А.Е Лысенко «Инновационная технология комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи «Домашний микрореабилитационный центр»» и организованному обучению специалистов в рамках данной технологии, нам удалось внедрить в работу учреждения комплексное междисциплинарное сопровождение семей с детьми-инвалидами, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития и детьми с ОВЗ. В контексте сопровождения мы рассматриваем работу не только с ребенком, но и с родителями и близким окружением семьи. И это не самый легкий путь! Ведь если у родителя или родственников нет принятия ребенка, его особенностей, нет единых взглядов на оказание поддержки ребенку, и к тому же фиксируется низкий уровень мотивации к сотрудничеству со специалистами, то внедриться, а тем более сопроводить, иногда даже сложнее, чем активизировать самого ребенка»

 

Междисциплинарная команда

Сегодня хочется осветить работу отделения социальная служба «Микрореабилитационный центр» не с позиции встраивания в систему комплексной помощи семьям с детьми-инвалидами, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями, а как одно из направлений работы междисциплинарной команды в рамках учреждения.

Деятельность отделения строится по принципу семейно–ориентированного и личностно-ориентированного подходов. В командной работе немаловажный вопрос касается распределения функций в социальной службе «Микрореабилитационный центр». Заведующий занимается анализом, систематизацией и подбором эффективных методик для оказания помощи семьям с детьми-инвалидами, а также ведет мониторинг эффективности реабилитационных мероприятий. Деятельность по осуществлению комплексной психолого-педагогической диагностики, консультирования и реабилитации осуществляют специалисты по комплексной реабилитации и психологи. С помощью методического инструментария они проводят диагностические мероприятия, как в домашних условиях, так и на базе учреждения, составляют индивидуальные программы, проводят консультации, оказывают психологическую помощь и поддержку.

 

Этапы работы с семьей  

Обращение семьи в Комплексный центр ведет к знакомству и фиксации характера проблемной ситуации. Большое количество вопросов при заполнении оценочных анкет, тестов и диагностических опросников иногда вызывает у людей затруднения. Поэтому каждая семья сразу имеет возможность воспользоваться помощью своего куратора. Именно в этом месте зарождается доверие, взаимопонимание, выстраивается характер сотрудничества, и расставляются приоритеты. Специалист в данном случае несет огромную ответственность за подготовку семьи к сложному и продолжительному пути по направлению к родительским мечтам и надеждам.

После заполнения первичных документов вырабатывается логика осуществления диагностического обследования, в том числе анализируется процесс взаимодействия, взаимоотношений, совместимости всех участников семьи, выявляются все особенности, которые могут напрямую влиять на развитие ребенка. На этом этапе к процессу диагностического обследования присоединяются узкопрофильные специалисты: психолог, логопед инструктор адаптивной физической культуры. Полученные результаты в процессе обработки оценочных шкал анализируются и ложатся в основу проекта индивидуальной программы развития ребенка. На этом же этапе происходит организация пространства, развивающей среды, подбор мотивационных игрушек, создание зон для развития бытовых навыков. Данный этап заканчивается социальным консилиумом, где рассматривается и утверждается проект программы развития, обсуждаются способы продуктивной помощи семье и закрепляются узкопрофильные специалисты и специалист, курирующий работу с семьей.

 

Первые индивидуальные занятия, наблюдения, взаимодействия с семьей приводят нас к консультативно-проективному этапу, где задействованы все специалисты и окружение ребенка. Этот этап отличается тем, что в ходе диалога не просто подбираются способы решения проблемы, но и распределяются обязанности по его реализации, как между специалистами, так и между членами семьи, определяются временные рамки и последовательность действий.

 

Самым энергозатратным и ответственным является основной этап, так как в его рамках должны происходить слаженные действия родителей и специалистов, обеспечивающие достижение поставленных задач и желаемого результата. Данный этап — этап передачи знаний и опыта специалистов в руки родителей, что повышает самостоятельность и осознанность семьи при выполнении поставленных задач, способствует расширению возможностей и потенциала развития каждого участника. Длительность и трудоемкость процесса требуют особой поддержки членов семьи, повышения внутренней мотивации к действию, проведения рефлексии, позволяющей осмыслить промежуточные результаты, увидеть и зафиксировать маленькие победы, воодушевиться на движение вперед. Ежеквартальный мониторинг позволяет отслеживать результаты и своевременно вносить корректировку в программу развития ребенка и сопровождения семьи.

 

Формы обслуживания

Потребности семьи во многом определяют формы обслуживания. Их три: домашняя, выездная и кабинет реабилитации на базе комплексного центра.

Наше отделение принимает запросы от всех семей, нуждающихся в обслуживании в форме микрореабилитационных центров, при этом не каждая семья попадает на длительное индивидуальное сопровождение, и этому есть объяснение. Так, 100 % обращений отрабатывается специалистами в ходе однократных или кратковременных консультаций либо семьи становятся участниками формы работы в кабинете реабилитации на базе комплексного центра.     А вот выявленные трудности в развитии ребенка, разработанные и согласованные реабилитационные шаги, многократное привлечение узкопрофильных специалистов уже являются основанием для продолжительного сотрудничества специалистов и членов семьи в домашних условиях, в том числе на выезде в отдаленные населенные пункты.

Занятия проводятся в триаде «мама, специалист, ребенок» и/или в диаде «мама и ребенок». Двойная польза от занятий очевидна:

  • общение ребенка в безопасной для него обстановке, ведь мама в этом случае рядом;
  • общение родителей со специалистом, взаимообмен опытом, поддержка и эмоциональная подзарядка.

 

 

 

 

 

 

 

Результаты

Анализируя весь процесс оказания услуг в рамках социальной службы «Микрореабилитационный центр» с позиции результативности, необходимо отметить, что взаимодействие и сотрудничество с родителями, налаженный контакт, высокая степень осознанности при выполнении намеченного плана всеми сторонами процесса благотворно влияют на развитие обслуживаемых детей и их семей (за весь период внедрения технологии на обслуживании было 177 семей, в том числе из отдаленных населенных пунктов). Даже в сложных случаях, благодаря поставленным и решаемым мелким задачам, выявляются улучшения в развитии у 92 малышей из 100, что позволяет держать родительскую и профессиональную активность на высоте.

 

 

 

 

 

 

Дата обновления страницы: 05.04.2024
Решаем вместе
ЯМА НА ДОРОГЕ?
НЕ УБРАН СНЕГ?
НЕ ГОРИТ ФОНАРЬ?