Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ДЦП.
Арт – терапия.
Специалистами отделения социальная служба «Микрореабилитационный центр» метод арт-терапии определен как самый эффективный инновационный метод в работе с детьми с детским церебральным параличом.
Арт-терапевтические методы позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья найти силы, помогают им обогатить свой мир. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формируют у него мировоззрение и позитивное мировосприятие.
«В работе с нашей категорией ребятишек мы стараемся адаптировать арт-терапевтические методы под их индивидуальные способности и возможности. С одними детьми применяем рисуночную терапию (изотерапию), с другими песочную, а третьи — вообще не любят ни песок, ни пластилин, ни краски, поэтому в работе с ними применяется игровая терапия, сказкотерапия и музыкотерапия» — делится опытом Евгения Панасюк, специалист по комплексной реабилитации.
В коррекционной работе с применением различных методов и приемов, специалисты социальной службы «Микрореабилитационный центр» соблюдают следующие принципы:
- организация развивающей деятельности строится на основе индивидуального подхода;
- занятия проходят в игровой форме с целью стимулирования заинтересованности ребёнка;
- обязательны доброжелательные и дружелюбные отношения с ребёнком;
- положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка;
- развитие у ребёнка способности самостоятельной оценки своей работы;
- соблюдение «принципа развёрнутой спирали», где на каждом последующем этапе закрепляются приобретенные навыки и усложняются задания.
Выбор методов и приемов в арт-терапии чаще всего определяют возрастными и индивидуальными возможностями ребёнка, его интересами и склонностями, особенностями отклонений в развитии, целями и задачами коррекции. Важную роль играет мастерство реабилитологов отделения, их уровень владения специальными педагогическими приемами художественного развития.
«Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей. Хочется, чтобы его социальное окружение это понимало», — считает Любовь Пащук, заведующая отделением социальная служба «Микрореабилитационный центр» Славгородского комплексного центра.
Использование арт-терапии с детьми с тяжелой инвалидностью дает возможность повысить мотивацию, значительно оптимизировать развитие ребенка. Как показала практика Славгородского «Микрореабилитационного центра», коррекционная деятельность, включающая арт-терапию, имеет большой развивающий и обучающий эффект у 90% детей, получающих услуги в форме на дому.
Специалисты центра понимают, что находятся еще в начале пути по освоению и использованию арт-терапии. Но это очень эффективная технология развития познавательной сферы детей с любыми ограничениями, а потому они уверены, что идут в правильном направлении.