В помощь родителям
Восприятие — основа познания и мышления. Внимание – активный компонент процесса восприятия и активный отбор информации. Следовательно, сформированность восприятия и внимания характеризует уровень возможностей ребёнка.
Специалисты отделения социальная служба «Микрореабилитационный центр» считают проблему поиска путей активизации восприятия и внимания применительно к детям с инвалидностью особенно актуальной.
Известно, что освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при активном взаимодействии с взрослым. Большинство родителей, имеющих ребенка с инвалидностью, осознают необходимость систематической и целенаправленной коррекционной работы над развитием его двигательной сферы, речи и интеллекта. Они организуют занятия своих детей со специалистами, проходят с ними курсы лечения, зачисляют их в специализированные учреждения.
Но даже специально организованные занятия занимают совсем немного времени, поэтому большую часть суток больной ребенок находится дома, в обществе родителей, которые чаще всего не привлекают его к совместным действиям.
Вместе с тем, правильно организованное общение родителей с больным ребенком в повседневной жизни, в процессе совместного выполнения даже таких элементарных действий как умывание, кормление, уборка, стирка, имеет огромное значение для его психического развития и развития особенностей восприятия, внимания и мышления.
Целенаправленное формирование восприятия и внимания должно пронизывать всю жизнедеятельность ребенка в семье.
Если в семье живет ребенок с инвалидностью, то его близким требуется:
- устанавливать зрительный и эмоциональный контакт с ребенком;
- настраивать ребёнка на эмоциональное сопереживание;
- повышать уровень общей активности ребёнка;
- организовывать произвольное внимание, развить способность к концентрации и переключению внимания.
Ситуацию общения необходимо организовывать так, чтобы она была
комфортной для ребёнка и подкреплялась приятными впечатлениями.
Родители должны научиться способам привлечения внимания ребёнка, чтобы стимулировать его к развитию активного взаимодействия и формировать эмоциональный фон.
- Неречевая деятельность (игра, рисование, лепка) – развивает сосредоточение внимания на развитии событий.
- Сенсорные стимуляции (раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях), сопровождаемые эмоциональными комментариями или небольшими ритмичными стихотворными текстами — стимулируют детей на непроизвольные подражания действиям, мимике и интонациям взрослых, на обыгрывание и звуковые реакции.
Материалы для игр и заданий подбираются в соответствии с интересами ребёнка, а используемые приёмы должны включать создание предметной игровой среды с учётом индивидуального подхода и мобильности.
В ответ на любые звуковые реакции рекомендуется использовать положительное подкрепление, вплоть до пищевого!
Помните, ребенок обязательно должен быть включен в социальные роли. В домашних условиях самое главное — организовывать коррекционную деятельность ребенка, обогащать его жизненный и чувственный опыт, расширять круг представлений.