Стационарное отделение для престарелых и инвалидов Комплексного центра города Славгорода продолжает работу с пожилыми жителями, используя методический материал, приобретенный в рамках региональной программы «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» государственной программы «Доступная среда в Алтайском крае». Для жителей прошло арт-терапевтическое групповое занятие с новым оборудованием на тему: «Сказкотерапия».
Учитывая, что арт-терапия – это лечение изобразительным искусством, психолог решает сразу несколько задач одновременно.
- Комплект для занятия из визуального и тактильного материала позволяет включить максимальную сенсорную нагрузку на органы восприятия в работе с профилактикой и коррекции когнитивных нарушений у пожилых жителей стационара.
- Сочинение сказки о своей будущей, настоящей, прошлой жизни, как бы описывает реальную жизнь с помощью метафор, сравнений, аллегорий.
Сочиняя сказку и воплощаясь в героев, например, мы можем выбрать роль счастливого, удачливого героя, который преодолевает все трудности своей жизни. Методы сказкотерапии позволяют по-новому взглянуть на свою жизнь, написать новый счастливый сценарий своего жизненного пути. У пожилых людей есть преимущество для создания лучшего сценария своей жизни – это опыт прошлых лет. И имея за плечами этот опыт, легко можно подкорректировать свою жизнь. Недаром пословица гласит: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!».
Методы сказкотерапии помогают развить многие способности человека: он становится более креативным, более творческим, его сознание становится шире, ему становится легче взаимодействовать с окружающим миром, что немаловажно для данной категории возраста жителей стационара.
Посредством сказкотерапии участники группы прорабатывают свою агрессию, неуверенность в себе, застенчивость, проблемы вины и лжи. Кроме того, этот метод позволяет обдумать свои проблемы и различные возможности их решения. Также сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение; отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним. Сказка формирует веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).
Таким образом, сказка выступает как своеобразный экран, на который рассказчики проецируют свои отношения, давая возможность вскрывать проблему, не называя её напрямую.
Для закрепления новой формы поведения участники группы рассказали сказку собственного сочинения. Это также дало возможность выразить свой творческий потенциал, свои чувства, переживания в деятельности посредством актёрской игры, а также способствует облегчению процесса коммуникации для замкнутых жителей.