Поиск
Close this search box.
sun

Комплексный центр
социального обслуживания
населения города Славгорода

Взаимодействие с родителями особенного ребенка

Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают подчас противоположные чувства – от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. Сомнения могут быть самыми разными, однако все родители схожи в одном: они хотят быть уверенными в том, что информация, которой они обладают — точная, и при желании они всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь квалифицированных специалистов.

Помощь должна быть именно квалифицированной, с правильными подходами и направлениями работы специалистов с родителями ребенка с инвалидностью.

Родители могут стать партнерами в реабилитационном процессе за счет:

  • открытия того, что их ценят
  • открытия того, что они правы
  • открытия, что некоторые их представления неверны и есть иные возможности

Этому способствуют:

  • совместная работа специалиста и родителя
  • общие цели
  • взаимодополняющий опыт
  • взаимное уважение
  • разделение полномочий
  • договоренности (в том числе о регламенте взаимодействия и совместной работы)
  • эффективный диалог (в том числе умение специалиста задавать вопросы, делиться знаниями, обобщать размышления)
  • откровенность (осознанное доверие)
  • гибкость (индивидуальный подход)

Направления работы с родителями (членами семьи и лицами, осуществляющими уход за ребенком):

  • вовлечение родителей в процесс определения целей совместной работы, генерирования и выбора решений проблем, реализации индивидуальной программы ранней помощи ребенку, оценки её эффективности
  • развитие знаний и умений родителей, касающихся ухода и благополучного развития ребёнка
  • помощь родителям в создании условий в быту, способствующих развитию необходимых навыков ребёнка
  • повышение самоуважения родителей
  • развитие способности функционировать без постоянной поддержки специалистов.

Типичные ошибки во взаимодействии с родителями:

  • работа в иерархической модели: позиция «сверху» или «снизу»
  • прямые, директивные указания, что и как нужно делать и советы «как жить»
  • несанкционированная раздача диагнозов
  • решение проблем за родителей
  • неумение «ловить» реакцию на свою работу.

Только при наличии необходимой поддержки и ресурсов, при правильном взаимодействии специалистов с родителями, все семьи будут способствовать обучению и развитию своих детей.

Дата обновления страницы: 19.06.2023