Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают подчас противоположные чувства – от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. Сомнения могут быть самыми разными, однако все родители схожи в одном: они хотят быть уверенными в том, что информация, которой они обладают — точная, и при желании они всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь квалифицированных специалистов.
Помощь должна быть именно квалифицированной, с правильными подходами и направлениями работы специалистов с родителями ребенка с инвалидностью.
Родители могут стать партнерами в реабилитационном процессе за счет:
- открытия того, что их ценят
 - открытия того, что они правы
 - открытия, что некоторые их представления неверны и есть иные возможности
 
Этому способствуют:
- совместная работа специалиста и родителя
 - общие цели
 - взаимодополняющий опыт
 - взаимное уважение
 - разделение полномочий
 - договоренности (в том числе о регламенте взаимодействия и совместной работы)
 - эффективный диалог (в том числе умение специалиста задавать вопросы, делиться знаниями, обобщать размышления)
 - откровенность (осознанное доверие)
 - гибкость (индивидуальный подход)
 
Направления работы с родителями (членами семьи и лицами, осуществляющими уход за ребенком):
- вовлечение родителей в процесс определения целей совместной работы, генерирования и выбора решений проблем, реализации индивидуальной программы ранней помощи ребенку, оценки её эффективности
 - развитие знаний и умений родителей, касающихся ухода и благополучного развития ребёнка
 - помощь родителям в создании условий в быту, способствующих развитию необходимых навыков ребёнка
 - повышение самоуважения родителей
 - развитие способности функционировать без постоянной поддержки специалистов.
 
Типичные ошибки во взаимодействии с родителями:
- работа в иерархической модели: позиция «сверху» или «снизу»
 - прямые, директивные указания, что и как нужно делать и советы «как жить»
 - несанкционированная раздача диагнозов
 - решение проблем за родителей
 - неумение «ловить» реакцию на свою работу.
 
Только при наличии необходимой поддержки и ресурсов, при правильном взаимодействии специалистов с родителями, все семьи будут способствовать обучению и развитию своих детей.
 
 
 
 
 
 
													
								
								
								
								
								
								
								









