Многие помнят эту фразу из кинофильма, которая вызывает смех, но зачастую в жизни, человеку с такими нарушениями речи вовсе не до смеха. В младшем дошкольном возрасте нарушения речи у ребёнка, у многих родителей вызывает умиление, а войдя во взрослую жизнь, подросток начинает чувствовать косые взгляды и как следствие — трудности в социализации. Почему же это происходит?
Многие родители хоть и видят проблему, но не знают, что с ней делать, стоит ли волноваться — или надо просто подождать, пока речь наладится сама по себе. Задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Когда же надо обращаться к логопеду? Чем раньше — тем лучше. Никогда не ждите трех, пяти или больше лет. Не слушайте наставления- «а у нас папа молчал до 5, потом заговорил», «никуда не ходи», «сам заговорит». Иногда родители уверены, что с речью ребенка всё в порядке. Но всё-таки в профилактических целях рекомендуется посетить логопеда с двух до трех лет.
«Как долго логопед будет ставить звук моему ребенку?» Точный ответ дать невозможно. Считается, что если у ребенка несложный дефект, например, нарушено произношение только одного звука, то занятия придется посещать не менее месяца (в режиме 2-3 раза в неделю, с ежедневным закреплением пройденного материала дома, с родителями).
Чаще всего нарушения речи носят комплексный характер. И родители даже не догадываются об этом, считая, что ребенок неправильно выговаривает только один или два звука. После обследования может выясниться, что у ребенка нарушена целая группа звуков или нарушение носит более серьезный характер. В сложных случаях коррекция речи может занять не один год. Но, в любом случае, результат коррекционной работы будет зависеть от степени участия в ней родителей.
«Можно ли поставить звук ребенку дома самому?»
Можно, но каждый звук имеет определенный уклад органов артикуляции, свою особенность произнесения. Родители не всегда правильно ставят ребенку звук.
Как же выстроить взаимодействие с ребёнком? Замедлитесь! Скорость обработки информации у ребенка намного ниже, чем у взрослого. Давайте ребенку время на ответ. Слушайте и ждите.
Будьте на уровне глаз ребёнка. В моменты общения, когда хотите, чтобы он что-то сделал или повторил, в момент нежелательного поведения опуститесь на его уровень. Дайте тактильный контакт, поймите, что он уловил сигнал. Вместе с ребёнком по очереди совершайте различные действия, мимические движения, произносите звуки.
Копируйте ребенка и побуждайте копировать Вас. Копируя, дети учатся разговаривать.
Давайте ребенку выбор. Не стремитесь предугадывать, давайте возможность ребенку понять, что он может влиять на исход событий. Выбор – это не значит давать только то, что хочет ребенок, например, играть в планшет целый день. Предлагайте из того, что нужно вам.
Больше эмоций во взаимодействии. Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова.
Всегда предупреждайте ребенка о том, что будет происходить. Это дает чувство безопасности и снижает тревожность, расширяет пассивный словарь.
Маленькому ребенку проговаривайте всё, что делаете. Например: «Сейчас я тебя покормлю», «Сейчас возьму тебя на ручки» и т.д. Более старшим детям проговаривайте, что будет, например, распорядок ближайших планов в течение дня.
Интересы и потребности ребенка стимулируют его развитие. По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимические движения, произносите доступные малышу звуки. Сделайте ребенка полноправным партнером в игре и общении.