Подведены итоги работы отделений предоставляющих услуги семьям с детьми-инвалидами, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
С 2022 года Славгородский комплексный центр начал свою работу как Многопрофильный Центр комплексной реабилитации и абилитации инвалидов оптимального уровня.
Его цель — осуществление комплекса мер по профилактике инвалидности и помощь инвалиду в достижении максимальной физической, психической, социальной и профессиональной полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания.
В структуре учреждения 6 отделений, два из которых. Работают с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Отделение социальной реабилитации инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, одно из структурных подразделений учреждения, специалисты которого работают в системе комплексной реабилитации, обеспечивая детей-инвалидов, доступными, эффективными и безопасными реабилитационными и абилитационными услугами.
Работа с семьями целевой аудитории ведется в специализированных кабинетах:
— социальной реабилитации и абилитации детей инвалидов. Он сочетает в себе жилые модули «Кухня», «Санузел» и технические средства для них. Занятия в этом кабинете способствуют развитию навыков самообслуживания и гигиены детей с ограниченными возможностями, направлены на формирование самостоятельности, социализации и адаптации;
— социально-психологической реабилитации и абилитации, который включает в себя комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи семьям с детьми-инвалидами, инвалидам, в том числе мероприятия по предпрофессиональной подготовке;
— консультирования членов семей, воспитывающих детей инвалидов, по вопросам оказания межведомственного взаимодействия, реабилитационной и ранней помощи детям – инвалидам;
— первичного приема инвалидов;
— консультирования по вопросам подбора и обучения пользованию техническими средствами реабилитации.
Обустроено несколько жилых модулей: «Кухня», «Спальня», «Санитарная комната», которые помогают поддержать или сформировать навыки самообслуживания у инвалида. Приобретены диагностические материалы психолога, комплекты развивающих, коррекционных материалов и пособий, оборудование для занятий физической культурой, ассистивное оборудование для самообслуживания детей-инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности.
Занятия в жилых модулях помогают детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья учиться преодолевать препятствия, которые мешают интегрироваться в полноценную общественную жизнь. Такие занятия позволяют ребятам приобретать необходимые жизненные навыки и умения, с использованием оборудования для социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов, приводят к активному включению в различные социальные процессы и ситуации, формируют навыки самоорганизации и самообслуживания.
В арсенале отделения приобретенное мультимедийное оборудование, позволяющее специалистам проводить реабилитационные, обучающие и игровые занятия с использованием технологии виртуальной реальности: интерактивная панель со встроенными программами, интерактивная тумба и интерактивное зеркало для занятий логопеда. Использование данного оборудования способствует развитию у детей внимания, памяти, мышления и логики, содействует продуктивному усвоению материала, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Улучшает познавательную активность, позволяет с интересом осваивать что-то новое.
Коррекционная работа отделения инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с несовершеннолетними получателями услуг, проводится как в группах, так и индивидуально либо в форме соц. обслуживания на дому в зависимости от уровня развития ребенка, его психоэмоционального состояния, основного и сопутствующего диагнозов.
Функционируют две группы дневного пребывания в зависимости от возраста и возможностей ребенка. С детьми аутистического спектра и детьми со сложными сочетанными диагнозами проводится индивидуальная реабилитационная работа. С ними работает психолог, инструктор по адаптивной физической культуре, специалисты по социальной работе, логопед.
В рамках социокультурной реабилитации посещают учреждения культуры, проводятся социально значимые мероприятия. Значимым мероприятием как для детей, так и для специалистов Центра, стало проведение традиционного фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Сделаем мир добрее». В 2022 году фестиваль собрал 143 участника, среди которых дети, посещающие отделение реабилитации, дети дошкольных образовательных учреждений, учащиеся школ городов Славгорода и Яровое, Табунского и Бурлинского районов.
Детям, испытывающим трудности в социальной адаптации, с целью социально-педагогической коррекции предоставлялись услуги логопеда (16 детей в 2022 году, 5 детей в 2021 году) и услуги детям раннего возраста в группах по системе М.Монтессори (62 чел. в 2022 году, 51 в 2021 году). Результатом работы стал запуск речи, коррекция звукопроизношения у детей дошкольного и школьного возраста; раннее выявление задержки в психическом и речевом развитии, подготовка детей раннего возраста к посещению дошкольных образовательных учреждений.
В 2021 году реабилитационными мероприятиями было охвачено 59 детей-инвалидов в полустационарной форме, 20 детей-инвалидов на дому; в 2022 – 85 детей-инвалидов в полустационарной форме, 27 детей-инвалидов на дому.
С апреля 2021 года существует отделение «Социальная служба «Микрореабилитационный центр». Данное структурное подразделение было открыто в рамках реализации проекта, поддержанного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Повысилась эффективность реабилитационно-развивающего процесса за счет использования технических средств реабилитации для самостоятельного применения, родители подключились к реабилитационному процессу и повысили свои компетенции в вопросе реабилитации и абилитации своих детей.
Закуплено оборудование на общую сумму 3 040 515,00 руб, в том числе специализированное оборудование, технические средства реабилитации, интерактивное оборудование, дидактический и игровой материал. Часть оборудование передано в семьи в прокат на безвозмездной основе.
В рамках повышения профессиональных компетенций 10 специалистов, непосредственно работающих с детьми целевой группы, повысили свою квалификацию по направлениям: Домашний и Выездной микрореабилитационный центры, на стажировочных площадках Фонда поддержки детей и имеют знания и навыки, позволяющие качественно сопровождать процессы реабилитации и абилитации.
По окончании проекта специалисты продолжили работать с семьями, воспитывающими детей с тяжелыми множественными нарушениями, в форме на дому и в форме выездного микрореабилитационного центра.
За период 2022 года практика с применением технологии «микрореабилитационный центр» тиражировалась на региональных и Всероссийских форумах и площадках: «Вместе ради детей», «Сильные идеи для нового времени». Идея микрореабилитационного центра получила поддержку экспертов форума «Сильные идеи для нового времени и вошла в топ-1000 лучших практик России, в соответствии с экспертным отбором. Практика создания «Социальной службы «Микрореабилитационного центра» подтверждена регионом, одобрена экспертами и выставлена на платформе АСИ СМАРТЕКА, а так же на Крауд-платформе Министерства труда России. Практика с применением технологии домашний микрореабилитационный центр выбрана, как одна из лучших практик и включена в Реестр Фонда поддержки детей.
Подводя итоги работы отделения социальной службы Микрореабилитационный центр, можно сказать, что стационарозамещающая технология Микрореабилитационный центр надолго закрепилась в структуре учреждения, инструмент превратился в инфраструктуру.
На начало 2022 года на обслуживании социальной службы «Микрореабилитационный центр» было 74 ребенка, на момент января 2023 года в отделении социальная служба, социальные услуги получили 148 детей-инвалидов, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития. Улучшили качество жизни и облегчили жизнь за счет организации развивающей среды в домашних условиях и мобилизации социального окружения, 130 родителей из 148 (92%), воспитывающих ребенка-инвалида.
Большое внимание уделяется работе с родителями (законными представителями) в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации граждан с ограничениями жизнедеятельности (в том числе детей) в семье.
Каждый месяц проводится плановый набор по заездам в КРЦ «Радуга» детей, не имеющих противопоказаний для стационарного социального обслуживания. Наибольшей популярностью среди родителей стал КРЦ «Журавлик»: в данном учреждении сохранились заезды «Мать и дитя». Для родителей, воспитывающих детей инвалидов, ведется чат группа в мессенджере, в ней размещаются анонсы, обсуждаются моменты по вопросам реабилитации, родители делятся полезной информацией друг с другом.
Продолжается работа в классе предпрофессиональной подготовке, открытой в рамках реализации мероприятий Комплекса мер «Первые шаги в будущее»: дети-инвалиды и дети с ОВЗ проходят диагностику проф.склонностей, на практике обучаются навыкам хлебопекарного дела. По результатам диагностики психолог информирует родителей о предпочтениях особенных детей в выборе профессии. 7 человек прошли диагностику в 2022 году.
В рамках технологии ранней помощи оказывается помощь детям с диагностированной задержкой в развитии; детям, имеющим медицинский риск возникновения трудностей в развитии; а также детям, проживающим в условиях социального риска. В 2022 году 4 ребенка с инвалидностью раннего возраста (до 4 лет) получали реабилитационные услуги в полустационарной и надомной формах социального обслуживания. Мультисистемный подход предполагает планирование помощи семье в сотрудничестве со всеми службами, оказывающими услуги и включенными в жизнь ребенка: службы здравоохранения на этапе выявления и информирования; социальные службы на этапе абилитационной работы с семьей; службы образования на этапе интеграции и социализации ребенка.