Социокультурная реабилитация детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Под социокультурной реабилитацией инвалидов, следует понимать комплекс мероприятий и условий, позволяющих им адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях. Основная цель социокультурной реабилитации создать возможность для людей с инвалидностью, заниматься посильной работой, находить и использовать нужную для практической деятельности и развлечений информацию, адекватно участвовать в ситуациях общения и пользования доступными средствами массовой информации, книгами, ухаживать за собой, словом, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. Отсутствие социального опыта, связанного с инвалидностью, нарушает гармонию отношений инвалидов с окружающей средой и требует формирование нового опыта, во многом отличного от прежнего. Социокультурная реабилитация помогает связывать приобретаемые знания и навыки с определенными составляющими формами жизнедеятельности: жизнеобеспечением, социальной коммуникацией и социализацией.
Для решения вопросов социокультурной коммуникации инвалидов, их интеграции в обычную социокультурную жизнь специалисты отделения социальной реабилитации инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Комплексного центра социального обслуживания населения города Славгорода», проводят активную работу по нескольким направлениям социокультурной реабилитации:
— Просветительское, цель которого устранение недостатков существующего отношения общества к инвалидам и инвалидов к обществу, изменение нравов, политики, быта, ментальности в данной сфере межличностных и социальных отношений;
— Досуговое, цель которого — организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных потребностей инвалида путем содержательного наполнения свободного времени;
— Коррекционное, привитие социальных норм, всестороннее, целостное развитие личности, повышение образованности;
— Познавательное, цель которого — приобретение инвалидом знаний, понятий о реальных явлениях, осознание окружающего его мира;
— Эмоционально-эстетическое — позволяет получать удовольствие, что существенно меняет образ жизни человека.
Для реализации интересов и запросов инвалидов, организации их культурного досуга, отработано межведомственное взаимодействие с Славгородским краеведческим музеем и городской детской библиотекой.
Организация увлекательных мероприятий помогает приобщать детей к познанию нового, расширяет круг общения, развивает эмоциональную сторону личности.
Составляя планы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, специалисты данных учреждений учитывают индивидуальные особенности детей, что дает возможность ребятам быть активными участниками всех мероприятий: их услышат, помогут и поймут.
«Мы привлекаем семьи с детьми — инвалидами для участия в различных мероприятиях, которые проводятся на базе Комплексного центра, в библиотеке и музее для полноценного культурного развития и возможности творчески развиваться и самореализовываться. Дети и их родители, получают массу положительных впечатлений и эмоций, обмениваются информацией, становятся активными участниками культурной жизни города, что является важным моментом социализации семей, воспитывающих особенных детей» — делится специалист по социальной работе Елена Георгиевна Семенова.