Как стать хорошим собеседником? — сегодня узнали бабушки и дедушки «Стационарного отделения для престарелых и инвалидов» Комплексного центра города Славгорода.
Групповое занятие на тему: «Эффективные приёмы общения» было запланировано исходя из актуальных проблем и интересов проживающих стационара. Для продуктивной работы в первой части занятия участники группы прошли небольшой тест: «Какой я в общении?». Сдержан? Замкнут? Всегда бываю открыт при разговоре или наоборот, раздражителен? Умею ли сделать первый шаг к примирению и умею ли воздержаться от осуждения знакомых в их отсутствии? Эти и другие вопросы заставили задуматься участников группы. На основании полученных результатов провели самоанализ. Интересная была реакция, когда каждый из проживающих узнавал о своих достоинствах и недостатках.
Во второй части занятия психолог зачитала рекомендации по самокоррекции в сфере общения. Согласитесь, умение вести разговор – это талант. Кристофер Морли (американский публицист и поэт) остроумно заметил, что «существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». Так же был сделан акцент на то, что беседу и разговор оживляет не только ум, сколько взаимное доверие, умение не только слушать друг друга, но и слышать, а при споре постараться выслушать противоположную сторону и с уважением отнестись к другой точке зрения. За обидой и осуждением порой забывается предмет спора, да и не спор это уже. Как предупреждает народная поговорка: «Говори, но не спорь, а хоть спорь, да не вздорь».
Здесь бабушки и дедушки вспомнили ещё несколько народных пословиц: «Слово пуще стрелы разит»; «От слова спасенье и от слова погибель»; «От одного слова – да навек ссора». Важно понимать, что собственная грубость и резкость отрицательно влияют не только на других, но и на себя. Необходимо всегда помнить, что высказывания, мнения, суждения, доказательства – это тоже наше поведение (словесное). И мы иногда не придаём должного значения словам, особенно сказанным в минуту раздражения или усталости. А «слово не воробей, вылетит – не поймаешь!» А потом вслед за этим возникает чувство вины, внутреннего стыда и раскаяния, что поступил не правильно, что не заслуживает тот, кому нагрубил… Вернись к себе и поищи причину своего гнева, где ошибся. Сила слова – она беспредельна. Особенно доброго слова. Таким словом можно успокоить человека, убедить в чем-то, пробудить благодарные чувства.
Занятие по теме и интересная беседа помогли жителям ещё раз напомнить о культуре поведения, разобраться в себе и разрешить конфликт. По окончании занятия, бабушки и дедушки не разошлись по комнатам, а остались играть в настольные игры. Приятно наблюдать сплоченность жителей и эффективность групповых занятий.