В сентябре 2022 года «Комплексный центр социального обслуживания населения города Славгорода» закончил реализацию проекта «Социальная служба «Микрореабилитационный центр»». В ходе реализации мероприятий проекта, технология Микрореабилитационный центр закрепилась в структуре учреждения, и появилось новое отделение «Социальная служба Микрореабилитационный центр». На сегодняшний день отделение социальной службы МРЦ продолжает работу с семьями, воспитывающими детей – инвалидов, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития, в форме домашний микрореабилитационный центр (ДМРЦ).
Специалисты отделения продолжают решать главные задачи социальной службы «Микрореабилитационный центр»: стараются снять с родителей «неподъемный груз» накопившихся задач, тем самым высвобождая их потенциал для активной включенности в реабилитационный процесс. Через мобилизацию социального окружения, снижают психо — эмоциональную нагрузку и самое главное продолжают обучать родителей (законных представителей) педагогическим технологиям взаимодействия со своим ребёнком. Обучают реабилитационным приёмам и методам для его развития и использования приобретенных знаний в самостоятельной коррекционной работе, дают рекомендации, обучают родителей и помогают им проводить с ребенком самостоятельно, доступные реабилитационные мероприятия.
Выстраивание работы с семьями начинается со знакомства с родителями и ребёнком. Это происходит в момент первичного визита, в домашней, комфортной для них, обстановке, что значительно снижает уровень их тревоги и переживания. Установление эмоционального контакта специалиста с ребёнком осуществляется посредством коммуникации в ходе совместного игрового взаимодействия в свободной форме, или, когда ребёнок сидит за специальным столом. Для того чтобы ребёнок более охотно вступал в контакт и активно включался во взаимодействие, специалисты интересуются, каковы любимые игры ребёнка (мяч, кубики, конструктор), личностные особенности его характера и поведения. В ходе беседы родители обсуждают со специалистами организационные вопросы: периодичность и длительность работы с семьей, будет ли в процессе, использоваться реабилитационное, развивающее и игровое оборудование, смогут ли потом родители, с помощью дидактических пособий отрабатывать навыки коррекционной работы и так далее.
Параллельно специалистом изучаются медицинские заключения, результаты функциональных диагностик, заключение невролога и других узких специалистов. Всё это важно для составления эффективной индивидуальной программы развития ребенка и поддержки семьи.
Затем, согласно результатам диагностики, а также в зависимости от основных трудностей семьи и потребностей ребёнка, за каждой семьёй закрепляется один ведущий специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог), при необходимости подключаем дополнительного специалиста, например психолога, логопеда, инструктора АФК. За период совместной работы, родители отрабатывают приёмы конструктивного взаимодействия с ребёнком, и в случае возникновения вопросов и затруднений они могут обсудить их со специалистом на предстоящей встрече.
Следует отметить, что специалисты привлекают родителей не только к реабилитации и абилитации ребенка, но и призывают их к работе над самим собой. От отношения к ребенку близких ему людей, зависит, какие чувства будут у него формироваться чувства любви или же регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, приводящие к эмоциональным взрывам. Сами родители детей с отклонениями в развитии особенно нуждаются в помощи психолога.
Только совместная деятельность с родителями обеспечивает комплексность, своевременность и качество оказываемых услуг, накладывает, особую ответственность на всех участников реабилитационного процесса – отмечает заведующий отделением Пащук Любовь Михайловна.