В рамках реализации мероприятий проекта «Социальная служба «Микрореабилитационный центр»» одним из важных направлений является работа с родителями, воспитывающими детей – инвалидов. Напомним, что «Комплексный центр социального обслуживания населения города Славгорода» на всех обслуживаемых территориях реализует проект при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с апреля 2021 года.
Именно сотрудничество специалистов и родителей обеспечивает успехи детей в реабилитации и общении, их стремление к активной жизни. Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
«Партнерство», оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство в нашей работе подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.
За первое полугодие 2022 года в филиале по городу Яровое, в рамках реализации проекта «Социальная служба «Микрореабилитационный центр»», организована работа с 9 семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Как отмечает реабилитолог филиала по г.Яровое «Комплексного центра социального обслуживания населения г.Славгорода» Оксана Риттер: -«Развитие ребенка с особыми потребностями во многом зависит от участия родителей в его физическом и нравственном воспитании, правильности их воспитательных воздействий. Опыт работы нашего филиала показал необходимость социально-педагогической и психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями, в первую очередь матерей, поскольку именно на их плечи чаще всего ложится роль ответственности за воспитание ребенка»
Эта работа включает в себя мониторинг психологического климата в семье, оказание консультативной и практической помощи членам семьи, наблюдение за системой внутрисемейных отношений, обучение коррекционной работе в домашних условиях. Главной нашей целью является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование педагогической компетенции родителей.
Основными формами взаимодействия с родителями является индивидуальная и групповая работа. Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ проводится диагностическая, аналитическая работа с родителями, анкетирование, посещение семей.
Совместно с родителями, психолог и реабилитолог проводят упражнения на коррекцию гнева и агрессии, развитие внимания и самоконтроля, коммуникативные и когнитивные упражнения, элементы релаксации, речевые игры, нейро-гимнастику. Многое родители отрабатывают и закрепляют дома с детьми. Затем с родителями обсуждаются задачи и содержание коррекционной работы, решают организационные вопросы.
Организуются физкультурно-оздоровительные занятия с целью восстановления у детей и родителей здоровья.
Также применяются технологии социальной работы, включающие в себя терапию при помощи методов арт-терапии, сказкотерапии, трудовой терапии и др. Результатом их применения является восстановление у ребенка определенных способностей, а также преодоление отрицательных последствий во взаимоотношениях с близкими ему людьми. При помощи данных технологий специалисты формируют у ребенка такие ценности, как забота, взаимопомощь, поддержка, положительные эмоции.
Таким образом, родители учатся содержательному взаимодействию со своим ребёнком.
– «Реабилитолог научил эффективным способам взаимодействия с ребёнком; психолог дал необходимые знания и умения в области коррекции, реабилитации и психологии развития. Коррекционные занятия, на которых мы включались в совместную деятельность с детьми, оказали мне помощь. Я получила необходимые знания, умения, навыки. Познакомилась с новыми методами и формами общения; убедилась в том, что активное участие в развитии ребёнка ведёт к успеху» — делится своими отзывами Анастасия Фёдоровна, мама Валерии.
— «Реабилитолог и психолог научили нас тому, как организовать игровую деятельность ребёнка; подсказали родителям как с учётом возможности ребёнка подбирать и использовать игры в домашних условиях» — дополняет Ольга Александровна, мама Степана.