Специалисты комплексного центра социального обслуживания населения г. Славгорода, продолжают работу в рамках реализации мероприятий проекта «Социальная служба «Микрореабилитационный центр». Напомним, что проект реализуется при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с апреля 2021 года и направлен на создание благоприятных условий и равных возможностей для детей целевой аудитории на образование, всестороннее развитие и самореализацию, их успешную интеграцию в жизнь общества.
Основным средством поддержки семей воспитывающих детей – инвалидов, в том числе детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, с учетом специфических особенностей развития и специфических потребностей, проекта «Социальная служба микрореабилитационный центр»», считается специальная психолого-педагогическая помощь, которая комплексно осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй (законными представителями), воспитывающими ребёнка.
Одним из важных звеньев психолого-педагогической помощи, является психокоррекционная работа с семьей, выполняемая психологом проекта.
Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, детско-родительских отношений решаются задачи помощи проблемному ребенку.
Нередко семьи с детьми с ограничениями жизнедеятельности испытывают отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, негативное влияние поведения ребенка с задержкой на здоровье детского окружения). Постоянная усталость в обстановке угнетенного, тревожного семейного климата, сказывается на внутрисемейных отношениях, в них присутствует напряженность, которая поддерживается психологическим угнетением детей.
Цель психолога помочь таким семьям создать благоприятный психоэмоциональный климат: формировать положительные установки в сознании родителей, реконструировать детско-родительские взаимоотношения, гармонизировать межличностные отношения между диадой «мать с больным ребенком» и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами, оптимизировать супружеские и внутрисемейные взаимоотношения. Очень важно корректировать неадекватные поведенческие и эмоциональные реакции родителей на своих детей, развить коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению родителей целевой группы.
Для реализации психокоррекционных целей используются индивидуальные занятия, в режиме «специалист + ребенок + родитель» (в том числе онлайн) с использованием видеоматериалов, иллюстраций для наглядного закрепления полученных родителями знаний и групповые коррекционно — развивающие мероприятия для семей целевой группы. Консультирование и обучение родителей и членов семьи для проведения в дальнейшем самостоятельных коррекционно-развивающих мероприятий с ребенком в домашних условиях, занятия с элементами тренинга, подготовка рекомендаций, проведение собраний и круглых столов для родителей.
В результате психокоррекционной работы с семьями, у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей. Родители принимают индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка, формируются адекватная самооценка, чувство привязанности к близким, и умение общаться со сверстниками.