В Комплексном центре социального обслуживания населения города Славгорода, процесс социально-психологической реабилитации в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется с использованием индивидуальной психологической коррекции, как в виде индивидуальных, так и в виде групповых занятий.
Все занятия проводятся с применением практических психотерапевтических средств и приемов. Сюда относится психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка-инвалида, расширение локомоторных статических функций, развитие предметно-действенной и речевой коммуникации с окружающими, усвоение первичных навыков защитной реакции. Важна психологическая диагностика самосознания на основе изучения особенностей самооценки, уровня самоуважения и возможная коррекция заболевания, которое привело к инвалидности ребенка, а так же коррекция невротических функциональных расстройств, осложняющих течение болезни.
Психологическая работа с детьми – инвалидами, детьми с ОВЗ и молодыми людьми с инвалидностью, является одним из приоритетных направлений в системе комплексной реабилитации. Она помогает в восстановлении их социального статуса, упрочнении психоэмоционального благополучия, максимальной социальной адаптации с дальнейшей интеграцией в общество. Кроме этого, психологическая работа ориентирована на формирование у детей уважения к самому себе, полноценной личности детей-инвалидов, «чувства собственного достоинства» уверенности в своих возможностях.
В рамках своей деятельности, психолог Славгородского комплексного центра, обучает детей-инвалидов методам и приемам самонаблюдения, вырабатывает у них способность создавать представление о своих личностных качествах и целостном образе «Я», что повышает уровень самоуважения, формирует и развивает чувство самовосприятия, повышает уровень мотивации достижения успеха и снижает чувство боязни неудач. К ведущим направлениям относится развитие ознакомительно-познавательной деятельности и мыслительных процессов детей (анализ, обобщение, сравнение), одним из средств активизации, которых является игра. Игра — побуждает детей к произвольному напряжению внимания, чёткой фиксации положения тела в пространстве, развивает способность к самооценке собственных действий и других, поскольку предполагает сравнение. Игры стимулируют развитие аналитического мышления детей, развивают привычку к волевому действию, создают почву для произвольного внимания вне игровой деятельности, приводят к развитию способности к элементарной самоорганизации. Игра – это тоненький мостик между необходимостью и интересом. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей. Для детей с ограничениями жизнедеятельности наряду с обычными игрушками применяются специализированные рабочие материалы для коррекции. Игровой и дидактический материал, приобретенный в рамках реализации подпрограммы 2 государственной программы «Доступная среда» на 2021-2025 годы, широко используется на занятиях психолога. Это средства для тренировки внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия, средства обучения навыкам последовательности действий, способности анализировать и квалифицировать предметы по цвету и форме.
В системе комплексной реабилитации очень важна работа с родителями, в которую включены следующие виды деятельности: психологическая диагностика, психолого-консультативная помощь, помощь в организации занятий с ребенком дома, (в виде общих занятий и рекомендаций специалиста), а так же обмен опытом между родителями в вопросах воспитания на круглых столах и клубах по взаимопомощи. Предусматривается консультирование сотрудников, занимающихся реабилитацией детей, что является важным условием налаживания отношений и совместного сотрудничества родителей и специалистов, выяснения точек соприкосновения в решении задач комплексной реабилитации детей – инвалидов.
Что касается вопроса психологической реабилитации молодых людей с инвалидностью, то здесь основными задачами выступают, диагностирование межличностных отношений, снятие психологических барьеров с применением психологической диагностики личности. Тестирования, включающие оценку актуального уровня развития, оценку у человека функциональных ограничений, изучение особенности процесса общения, уровня конфликтности в межличностном общении, расширение спектра представлений об индивидуальных качествах личности.
В систему комплексной реабилитации взрослых инвалидов, входит проведение занятий по формированию навыков социального познания, проведение комплекса психологических мероприятий, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний. Возвращение к психическому здоровью в процессе психологической реабилитации предусматривает устранение нежелательных установок, неуверенности в своих силах, чувства тревоги и страха и требует создания специальных условий, содействующих сохранению положительного эффекта (досуг, общение и т.д.)
Таким образом, психологическое сопровождение людей с ограниченными возможностями, в системе комплексной реабилитации, представляет собой многоуровневый процесс, направленный на достижение оптимального уровня функционирования человека, стимулирует человека использовать адаптивные формы поведения, наиболее актуальные в современном социуме. Мероприятия психологического характера в едином реабилитационном процессе, способствует всестороннему, целостному развитию личности.