Включение семей, воспитывающих детей с инвалидностью, в реабилитационный (абилитационный) процесс.
Славгородский комплексный центр активно занимается проектной деятельностью, в части которой, практикуется технология «Микрореабилитационный центр». С апреля 2021 года мы реализуем проект «Социальная служба «Микрореабилитационный центр»». В рамках данного проекта преобразовали технологию МРЦ в инфраструктуру, в которую вошли новые формы работы Микрореабилитационного центра и успешно применяются на всех территориях обслуживания — это Домашний МРЦ, кабинет реабилитации и Выездной МРЦ.
Микрореабилитационный центр предусматривает семейно — центрированный подход, где семья рассматривается как один из наиболее важных факторов, влияющих на успешность социализации и развития ребёнка-инвалида. Эффективность абилитации и реабилитации резко возрастает, если родители становятся полноценными партнёрами специалистов, принимают непосредственное участие в абилитации и реабилитации своего ребёнка.
Работа с применением технологии микрореабилитационный центр, полностью меняет подход к работе с детьми – инвалидами. Раньше специалист приходил в семью, проводил курс процедур или занятий с ребенком, родители в свою очередь, оставались обычными наблюдателями, с низкой мотивацией на выполнение реабилитационных мероприятий с ребенком, процесс реабилитации прерывался, до следующего посещения семьи специалистом или следующего курса реабилитации. Понимая, что успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без помощи и определенного обучения родителей, работа с применением данной технологии, должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками реабилитации своих детей, а для этого необходимо привлекать родителей и ближайшее окружение ребенка в реабилитационный процесс, с первого дня работы в семье.
Поставив перед собой цель: начали решать главные задачи Социальной службы микрореабилитационный центр: снять с родителей «неподъемный груз» накопившихся задач, высвободить их потенциал для активной включенности в процесс, снизить психо-эмоциональную нагрузку, через мобилизацию социального окружения; обучать родителей (законных представителей) педагогическим технологиям взаимодействия со своим ребёнком, реабилитационным приёмам и методам для его развития; создавать условия для регулярного взаимодействия со специалистами и возможности активного участия семьи в реализации индивидуальной программы развития ребёнка.
Традиционно родители в семьях с ребенком – инвалидом, выполняют назначения врачей и предписания специалистов, но когда центр тяжести реабилитационной работы перемещается в семью, реабилитационная работа создается в домашних условиях с сохранением привычного для ребенка семейного окружения, родители становятся активными участниками борьбы за здоровье и развитие своего ребенка.
Специалисты социальной службы приходят в семью не просто провести курс процедур или занятий, но и консультировать, обучать и помогать проводить доступные для родителей реабилитационные мероприятия, для продолжения реабилитационного процесса с ребенком самостоятельно. Для этого необходимо подготовить рекомендации родителям и членам семьи, проводить коррекционно — развивающие мероприятия в режиме «специалист + ребенок + родитель» (в том числе онлайн) с использованием видеоматериалов, иллюстраций для наглядного закрепления полученных родителями знаний. Обязательны домашние задания, фиксация содержания домашних занятий проводится в индивидуальных тетрадях, где указываются различные виды деятельности, речевого и познавательного материала. Все домашние задания выполняются родителями вместе с детьми.
Чем больше специалист будет привлекать членов семьи к совместной работе, передавая свой опыт, знания и умения ближайшему окружению ребенка, тем выше будет реабилитационная эффективность.
Следует отметить, что мы привлекаем родителей не только к реабилитации и абилитации ребенка, но и призываем родителей к работе над самим собой. Ведь именно в семье происходит усвоение различных навыков поведения, представления о себе и других, о мире, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его сложностям и проблемам – это важные факторы реабилитации растущего человека. От отношения к ребенку близких ему людей, зависит, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или же регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, приводящие к эмоциональным взрывам.)
Сами родители детей с отклонениями в развитии особенно нуждаются в помощи психолога. Достижение гармоничной жизни семьи с ребенком, отличающимся от других, максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи, их успешная интеграция в общество – основные направления психологической работы с семьей. Родители нуждаются в своевременной помощи в воспитании такой категории детей, в том числе социально-психологической, для преодоления их отчужденности в обществе.
Таким образом, огромная роль в реабилитации ребенка – инвалида и детей с ОВЗ, отводится его родителям (законным представителям). В то же время мы понимаем, что только совместная деятельность специалистов и родителей обеспечивает комплексность, своевременность и качество оказываемых услуг, накладывая особую ответственность на всех участников реабилитационного процесса.