Большую часть времени дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья проводят дома, где максимальную помощь им оказывают их родители и близкие родственники. Но иногда в конкретных ситуациях становится необходимым проявить самостоятельность для собственного жизнеобеспечения. Для преодоления таких ситуаций в Комплексном центре социального обслуживания населения города Славгорода обустроен жилой модуль «Кухня» в рамках государственной программы «Доступная среда», в структуре которой – подпрограмма «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов».
Кухня – это главное место в доме, поэтому в ней необходимо максимально создать условия для комфортного времяпрепровождения и условий самообслуживания. Данный жилой модуль в Славгородском Комплексном центре – это тренировочная комната с кухонной зоной, оборудованной бытовыми электроплитами, раковиной, кухонной мебелью, холодильником и необходимым столовым инвентарем.
Занятия в таком жилом модуле помогают детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья преодолевать препятствия, которые мешают ему интегрироваться в полноценную общественную жизнь. Такие занятия позволяют ребятам приобретать необходимые навыки жизнеобеспечения посредством предоставляемых центром реабилитационных услуг с использованием оборудования для социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов, приводят к активному включению в различные социальные процессы и ситуации, формируют навыки самоорганизации и самообслуживания.
Специалисты всегда основательно подходят к занятиям в жилом модуле: подготавливают тематические беседы, заранее совместно с ребятами выращивают зелень, чтобы в дальнейшем использовать ее в приготовлении пищи. Конечно, подробно ведется разбор ингредиентов и методов их приготовления: какую посуду, приборы и оборудование нужно использовать, какую температуру и время для приготовления необходимо выдержать – все это тщательно оговаривается и неоднократно повторяется. Когда дети вовлечены в процесс приготовления: от изучения ингредиентов до употребления самостоятельно приготовленных продуктов, они повышают свой психический и физический уровень, что позволяет избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от практического применения полученных знаний.
В процессе занятий по кулинарии у детей улучшается эмоциональное состояние, появляется уверенность в своих силах. Дети учатся самостоятельности, приобретая навыки самообслуживания, что, безусловно, пригодится в жизни и ведет к улучшению психоэмоционального состояния детей.