Поиск
Close this search box.

Развитие двигательной активности у детей с ОВЗ и инвалидностью

Ни для кого не секрет, что в современном обществе уровень здоровья детей снижается, болезни «молодеют», увеличивается процент детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), увеличивается и количество получателей социальных услуг, Комплексного центра города Славгорода. Одним из путей привлечения детей-инвалидов в активную социальную жизнь, создание благоприятных условий для их физической, психологической и социальной реабилитации является физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.

Для многих детей-инвалидов и людей с ограниченными возможностями в развитии единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести друзей, получить возможность для общения является адаптивная физическая культура. Именно здесь, зачастую впервые в жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознавать счастье преодоления себя.

Адаптивная физкультура является важнейшим компонентом всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех её видов и форм. Она присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент, основу социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации; выступает в качестве важнейших средств и методов медицинской, технической, психологической, педагогической реабилитации. Двигательная мобильность человека с ограниченными возможностями представляет собой один из важнейших критериев характеристики процесса реабилитации.

Посредством занятий по адаптивной физической культуре решается большое количество проблем комплексной реабилитации детей-инвалидов:

проблема преодоления психологических комплексов неполноценности (чувства эмоциональной обиды, пассивности, повышенной тревоги, потерянной уверенности в себе и др.) или наоборот, завышения своей оценки (эгоцентризма, агрессивности и др.);

коррекция основного дефекта;

освоение новых двигательных умений и навыков, дабы, компенсировать дефект, не поддающийся коррекции или восстановлению;

В основе занятий инструктора по адаптивной физической культуре, Славгородского комплексного центра лежит активизация деятельности всех сохранных функций и систем организма человека, профилактика огромного количества болезней и вторичных нарушений. С большой осторожностью инструктор проводит свои занятия, опираясь на специфику психического и физического развития каждого ребёнка на уровень его реабилитационного потенциала.

-«Проводя мероприятия по адаптивной физической культуре, мы укрепляем здоровье, корректируем и развиваем двигательную и коммуникативную деятельность у детей — инвалидов, а также оказываем помощь в их самореализации и социализации. Занятия включают в себя комплекс оздоровительных мероприятий и упражнений, ориентированных на работу по реабилитации и абилитации детей с ограничениями жизнедеятельности. Как правило, на них используются общеразвивающие упражнения с элементами перевоплощения, музыкально-ритмические упражнения, упражнения на развитие мелких мышц рук, ряд игр и упражнений для профилактики различных нарушений и конечно упражнения для формирования и коррекции осанки, дыхательные и звуковые упражнения. Обязательно в ход занятия включены основные виды движений: ходьба, бег, лазанье, бросание, метание.

Из-за быстрой утомляемости и слабого физического развития дети с большим трудом усваивают упражнения на выработку правильной осанки, удержания положения тела в нужной позиции, для этого мы используем упражнения с грузом в руках (мешочки с песком, гантели, ходьба с удержанием груза на голове и др.). Наличие тренажёров позволяет разнообразить деятельность детей и увеличивать нагрузку на отдельные группы мышц, а также позволяет делить детей на подгруппы и уделять больше внимания тем, кто требует сопровождения взрослого. Работа с детьми на фитболах позволяет развивать гибкость, чувство равновесия, силу, умение фиксировать положение тела.

Многие дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают дефицит двигательной и эмоциональной активности, поэтому на занятиях физкультурой необходимо большое разнообразие двигательной деятельности. Возьмем к примеру подвижные игры, они оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление мышечной системы, на формирование правильной осанки, активизируют кровообращение и обмен веществ в организме, развивают концентрацию и внимание, а также способствуют развитию коммуникативных навыков. Наш опыт работы в отделении показал, что люди с различными нарушениями острее переживают малейшие успехи в своих двигательных способностях. Они искренне выражают свои чувства, радуются возможности ходить, играть, соревноваться, общаться, побеждать Занятия физкультурой для детей с ограничениями жизнедеятельности является одной из эффективных форм их социализации, коррекции нарушений их развития, они способствуют социально-коммуникативному развитию, дают возможность освоить правила поведения, культуру общения, помогают комфортно чувствовать себя среди сверстников, укреплять свое здоровье и совершенствовать физические качества. Поэтому физкультурные занятия очень важны и необходимы» — поделилась заведующий отделением Завьялова Татьяна Андреевна.

Дата обновления страницы: 01.03.2022
Решаем вместе
ЯМА НА ДОРОГЕ?
НЕ УБРАН СНЕГ?
НЕ ГОРИТ ФОНАРЬ?