Мероприятия по реализации программы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Комплексном центре города Славгорода направлены на улучшение качества жизни, удовлетворение у ребят потребности в получении социальных, культурных услуг, в доступных видах творчества посредством использования ресурсов центра и перечнем предоставляемых услуг.
В 2021 году, в рамках развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, Центр приобрел музыкальный центр и набор детских музыкальных инструментов, что способствует улучшению качества музыкальных занятий и получаемых услуг.
При организации досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья важно учитывать комплекс оптимальных реабилитационных задач индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).
Программы «Первые шаги» и «Волшебный ключ» представляют собой систему и процесс реабилитации и восстановления способностей ребенка-инвалида к самостоятельной общественно-бытовой деятельности через усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения.
Важное значение, как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют музыкальные занятия. Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии.
Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности: слушание детских песен и музыки, музыкально-ритмические движения, пальчиковая гимнастика, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры.
Очень важным направлением в коррекционной работе является пение, которое издавна используется как одно из средств реабилитации детей с ОВЗ. Пение развивает у детей вокальный слух, умение слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус. В процессе ознакомления и исполнения песен, дети учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к окружающей природе и животным, с любовью и уважением общаться с близкими людьми (особое уважение к мамам), умению сопереживать и поддерживать других.
Не менее важный фактор в реабилитации детей занимает сфера общения: посещение кинотеатра, выставок, библиотеки, музея, тематические экскурсии, другие культурные мероприятия.