В Славгородском комплексном центре продолжается реализация проекта «Социальная служба «Микрореабилитационный центр».
Напомним, с апреля 2021г. КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Славгорода» реализует проект «Социальная служба «Микрореабилитационный центр»», при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Работа «Социальной службы «Микрореабилитационный центр» направлена на создание в городах Славгороде и Яровое, Бурлинском и Табунском районах приспособленной, реабилитационно-развивающей среды для особого ребенка в домашних условиях, на обеспечение развития его коммуникативной, двигательной и социальной активности с участием междисциплинарной команды специалистов, деятельность службы нацелена на повышение качества жизни семей воспитывающих детей — инвалидов, путем оказания социальных услуг, а также мероприятий по социальному сопровождению.
Для эффективной реализации реабилитационных мероприятий проекта, специалисты работают по трем формам: Домашний микрореабилитационный центр — организация реабилитационного пространства на дому для проведения коррекционных мероприятий с детьми целевой группы, обучения родителей (законных представителей) использованию реабилитационного оборудования и повышения их компетентности в вопросах комплексной реабилитации и абилитации детей по месту проживания семей с детьми-инвалидами; Выездной микрореабилитационный центр — своеобразные мобильные междисциплинарные бригады для оказания комплекса услуг детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, проживающим в отдалённых населённых пунктах муниципальных образований и оказания комплекса реабилитационных услуг в полустационарной форме в условиях территориальных кабинетов реабилитации, в данной форме получают услуги 33 ребенка из 56.
Работа в территориальных кабинетах направлена на развитие речи, когнитивных, психоэмоциональных и физических способностей детей с ограничениями здоровья, на реабилитацию и абилитацию с помощью сенсорной интеграции через использование инновационного оборудования, средств альтернативной коммуникации и технических средств реабилитации: занятия построены с упором на игру, что делает процесс реабилитации увлекательным и эффективным.
В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учиться действовать с предметами заместителями. Предмет заместитель становится опорой для мышления. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игре он знакомиться с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. В игре развиваются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) тесно связаны с игрой. Рисуя ребенок с ОВЗ, в том числе с ментальными нарушениями разыгрывает тот или иной сюжет. Так же внутри игровой деятельности начинает складываться и познавательная деятельность, которая позднее становится ведущей . Ребенок учится и познает, играя.
В отличие от игр вообще, коррекционная игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью, соответствующим ей результатом, которые характеризуются познавательной направленностью, и включает достаточно обширную группу методов и приемов. Это могут быть различные коррекционные игры и упражнения, доступные каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей.
Работая с детьми целевой группы индивидуально или в группах, специалисты социальной службы «Микрореабилитационный центр», придерживаются определенных принципов: отсутствие принуждения, развитие игровой динамики, поддержание игровой атмосферы, переход от простейших игр к сложным, поддержание – игровой инициативы, взаимосвязь игровой и развивающей деятельности. Игровые занятия строятся в соответствии коррекционной цели, с учетом структуры дефекта, возраста ребенка, и его актуального уровня развития. Игровой материал подбирается с постепенным усложнением, обязательна связь содержания игры с системой знаний ребенка, а так же соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям и безопасности.
Не маловажной и одной из основных задач реализации проекта, является задача обучить родителей самостоятельному проведению коррекционных мероприятий с ребенком. К сожалению, не все родители верят в коррекционно-обучающую форму игровой деятельности. Родители, воспитывающие ребенка с особыми потребностями, должны научиться воспринимать игру, как жизненную необходимость для своего ребенка, сколько биологических лет ему бы не было. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Специалисты социальной службы «Микрореабилитационный центр» обучают родителей взаимодействию с ребенком, умению обыгрывать любую текущую ситуацию, обращая внимание, что действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и естественными. Ведь для ребенка игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре он живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.