Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих
Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих!
Калиман Н. А.
Дети с проблемами со здоровьем — это трудная тема. Вырастить и воспитать особенного ребенка — это титанический труд. И многие семьи стараются дать максимум возможностей своим детям для лечения и реабилитации и, самое главное, — любовь и заботу.
И насколько легче становится, когда есть учреждение, которое осознает масштаб проблемы, у которого есть четкая цель и план действий, есть профессиональные специалисты, имеющие опыт работы с семьями, воспитывающими детей – инвалидов. Вместе они становятся хорошими партнерами. Именно таким учреждением является КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Славгорода», который реализует на данный момент, проект «Социальная служба Микрореабилитационный центр».
«Именно в этом проекте, в апреле 2021г. Наталья Викторовна Соловьева, заведующий филиалом по Табунскому району Комплексного центра, предложила мне работу в качестве психолога и логопеда» — делится Волощенко Ольга Викторовна.
— Работа предполагалась в разных формах, включая выезд и оказание комплекса реабилитационных услуг семьям с детьми — инвалидами, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающим в отдаленных населенных пунктах.
Мне очень нравится высказывание о том, что стоит лишь протянуть руку помощи «особым детям», чтобы у детей с ограниченными возможностями, возможности стали безграничными! Я решила протянуть руку, не раздумывая, и согласилась. Опыт работы с такими детьми у меня есть, и к тому времени я прошла профессиональную переподготовку по курсу логопедия и имела высшее профессиональное образование по специальности психолог. Работать в проекте сложно, но интересно. Каждый ребенок уникален, индивидуален. Поначалу новый человек вызывает у ребенка настороженность, но спустя неделю дети ждут меня, ты становишься практически членом семьи, вместе решаешь насущные проблемы, помогаешь советом, делом в реализации намеченных планов, даешь рекомендации, консультируешь, радуешься успехам, помогаешь понять и решать главные задачи в воспитании и реабилитации их собственного ребенка.
Детей по своей природе можно назвать творцами. Некоторым из них, чтобы учиться и развиваться, необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить эти проблемы без помощи взрослых. А если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем, то реабилитация нужна ему каждый день. В этой ситуации большую часть работы берёт на себя мама, но без поддержки специалистов ей, конечно, не справиться. Но мне хотелось бы посмотреть на мою деятельность с другого ракурса.
Я постоянно беседую с родителями и членами семьи как психолог. Узнав от мам, бабушек особенных детей их личные истории про многолетнюю борьбу с недугом, я поняла, что мои жизненные трудности и проблемы ничтожны по сравнению с тем, что пережили эти люди. У некоторых мам детей – инвалидов даже мне — специалисту есть чему научиться и что перенять. Это чувство веры, оптимизм, стойкость, терпение, обретение надежды в преодолении трудностей. Общаясь с особыми ребятишками и их родителями, я изменила свой взгляд на многое и в собственной жизни.
Работая я стараюсь по-матерински окружить детей лаской, добротой, заботой, найти к каждому ребенку индивидуальный подход, передать свои знания и умения, научить их навыкам жизни в мире взрослых.
Как специалист, я должна зажечь огоньки Веры и Любви в сердцах детей и тогда может быть исчезнут все современные «эпидемии». Но чтобы зажечь, необходимо «гореть» самому. Увлекать, увлекаясь. Зажигать и в тоже время самому светло сверкать. Поэтому моя позиция по отношению к «особенному» ребёнку такова: он – мой союзник, соратник, соавтор, имеющий право на несогласие, сомнение и ошибку. И цель своей работы я вижу в том, чтобы создать условия для поиска, обретения и принятия ребёнком своего «я». Ведь очень важно – прививать ребенку мысль о том, что он полноценен, что он справиться со своей болезнью, сможет развиваться и быть самостоятельным человеком.
Работая в проекте, я пришла к выводу, что специалист для работы с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ – это не просто профессия, это особое предназначение, особый склад души. Я очень рада, что пришла в проект, хотя знаю, что мне будет нелегко, так как нужно будет постоянно находиться в поиске новых форм, методов, приемов и технологий. Но самое главное я люблю свою работу за то, что она дает мне возможность соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня, где, отдавая детям частичку своего сердца, я вижу результаты своей работы и с уверенностью могу сказать, что «особенный ребенок/особый педагог» — это единое целое!
В завершение мне хотелось бы обратиться к стихотворению не известного мне автора:
Благославляю всех детей на свете!
Они для нас, как яркие цветы!
Но есть еще «Особенные» дети…
Они как ангелы, «Целители души»!….
Все дети – это цветы жизни, которые завянут, если их не любить и за ними не ухаживать. Поэтому даже в своей обыденной, казалось бы, деятельности необходимо пытаться найти в работе с ними моменты, которые вдохновляют детей и помогают им распускаться, как цветы.