В Комплексном Центре социального обслуживания населения города Славгорода проходят реабилитацию большое количество детей-инвалидов. Одной из наиболее важных сторон деятельности центра в работе по развитию ребенка с ОВЗ, является работа логопеда. Зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков ребенком с ОВЗ. Отделение реабилитации инвалидов и детей с ОВЗ посещают дети с различными нарушениями, в том числе с нарушениями речевого развития различной этиологии. Для любого ребенка очень важно быть услышанным, и еще более важно – быть понятным. Логопед не просто помогает детям самореализовываться, он помогает ребенку стать самим собой, научиться общаться в социуме. Ведь детей, которые не хотят говорить – нет, а есть те, которые испытывают в этом трудности. Вот поэтому работа логопеда так важна!
Деятельность логопеда в учреждении, ориентирована на оказание комплекса услуг, которые в большинстве своем направлены на формирование предпосылок речи и коррекцию речевых навыков у детей. Самая главная задача логопеда в данном случае – повышение коммуникативных навыков. Ни для кого не секрет, что общение – это одна из ключевых социальных потребностей и реализуется она через освоение средств коммуникации. Поэтому средства коммуникации могут быть разнообразными – эмоциональные, жестовые, предметные и, конечно же, речевые.
Еще одна важная задача работы логопеда – это развитие у ребенка способности к понимаю речи. И, когда описанные выше задачи выполнены, то в работу включаются другие задачи: коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование навыков связной речи, формирование предпосылок к обучению грамоте.
В работе с детьми с ОВЗ используются разнообразные методы и приемы, позволяющие сделать непосредственную логопедическую коррекционную деятельность не только познавательной, а также увлекательной, разнообразной и интересной.
Для повышения эффективности логопедических занятий применяются здоровьесберегающие и нетрадиционные технологии: мнемотехника, массаж по биологически активным точкам, самомассаж пальцев и кистей рук грецкими орехами, шестигранными карандашами, разноцветными прищепками, массажными щетками и мячами, элементы Су-Джок терапии. Ещё хотелось бы упомянуть об одном аспекте. В современном мире ребёнка уже невозможно представить без компьютера. И поэтому мультимедийное оборудование всё чаще используется на логопедических занятиях и помогает детям познавать мир. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей.
Не будет лишним заметить, что даже в нашем современном обществе дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют крайне узкий круг общения, а в некоторых случаях совсем не имеют возможности общаться с другими детьми и взрослыми. В этом и заключается главная сложность работы логопеда. Ребенок, которому недоступны многие культурные ценности, у которого нарушена связь с миром, недостаточное общение с природой и людьми, напоминает чистый лист, заполнять который нужно долго, возвращаясь снова и снова к пройденным темам и заданиям.
Использование инноваций, современных технологий и индивидуального подхода позволяют логопеду Славгородского комплексного центра, достигать необходимых результатов в работе с детьми и слышать слова благодарности от родителей.
-Людмилой Геннадьевной мы довольны. Как специалист своего дела она хороша на все 100 процентов. Результат мы видим постоянно, за что большое спасибо! Ребенок ходит и занимается с большим удовольствием. Логопед грамотно объясняет, что делать дома и четко выстраивает программу занятий. Поделилась семья Куценко.
-Хотим выразить свою благодарность Людмиле Геннадьевне за помощь в постановке речи нашего 3-х летнего сына Димы, благодаря её работе у Димы значительно пополнился запас слов, он стал говорить предложениями. Людмила Геннадьевна смогла найти подход к ребенку, занятия всегда проходили в игровой форме и Дима всегда их с удовольствием посещал и даже не хотел уходить. Спасибо большое за работу! Мама Димы Б.
В заключении хочется сказать, что логопедическая работа с детьми с множественными, двигательными, сенсорными и соматическими нарушениями является одним из главных направлений комплекса услуг. А главная цель этой работы – формирование навыков коммуникации, благодаря которой, происходит включение детей в общественную жизнь, налаживается их контакт со сверстниками и с внешним миром. Дети с ограниченными возможностями здоровья становятся не просто частью социума, а активными его членами.