Поиск
Close this search box.
sun

Комплексный центр
социального обслуживания
населения города Славгорода

Использование реабилитационного оборудования помогает детям с ОВЗ обучиться навыкам самообслуживания.

С появлением в семье ребенка, родители стараются дать ему самое лучшее, учат самостоятельности. Если так уж случилось что ребенок с ограниченными возможностями здоровья, вот тут они меняются кардинально, родители предпочитают оберегать малыша и делать за ребенка все: одевать, обувать, умывать и т.д., «ну как же, у него (ребенка) не получиться, лучше я сделаю сам». Но родители мало задумываются, что формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для развития познавательной деятельности ребенка и для его психического развития в целом. Учась самостоятельности, ребенку волей-неволей приходится обследовать различные предметы, развивать общую и мелкую моторику.

В обучении самостоятельности, очень помогает использование оборудования, приобретенного Комплексным центром города Славгорода в рамках реализации государственной программы «Доступная среда в Алтайском крае», подпрограммы 2 «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей инвалидов, в Алтайском крае».

Оборудование жилых модулей «Кухня», «Санитарная комната» направлено на обучение самостоятельности в базовых навыках и приучению навыкам домашней жизни. Фартуки, косынки и полотенца для модуля «Кухня» стирают, сушат и гладят сами дети. Ребятам очень нравится быть нужными, они сами предлагают свою помощь. К 1 июня дети постирали и погладили более 300 флажков, и даже была очередь на глажку. Для детей это игра, но в игре и легче закрепить трудовые навыки.

Процесс формирования навыков самообслуживания важен для любого ребенка, у детей же с ограниченными возможностями здоровья, успешность овладения этими навыками является необходимым условием успешной социализации и адаптации в обществе.

Только через овладение практическими действиями по самообслуживанию ребенку станет легче развиваться дальше.

Навыки можно условно распределить на несколько видов. Прежде всего, это навыки, необходимые для самообслуживания, к которым, в частности, относятся, умение самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом и прочее. Для детей с ограниченными возможностями здоровья формирование этих навыков зачастую становится основной целью обучения.  Еще немаловажными навыками являются навыки в домашней жизни: уход за одеждой и стирка, уход за домом и домашние обязанности. И, конечно же, навыки жизни в обществе: социальные навыки и правила поведения.

Специалисты, обучая ребенка, учат и родителей, которые, стараются закреплять полученные навыки дома, при этом, иногда, нужно убеждать родителей давать больше самостоятельности детям: учить ухаживать за внешностью без помощи взрослых, принимать душ, мыть посуду, накрывать на стол, помогать готовить и т.д. нужно учить всех детей, независимо от тяжести заболевания, но учитывая его возможности. Навыки домашней жизни, такие как: уход за одеждой и стирка, уход за домом и домашние обязанности, это то, чему желательно научить ребенка, так ему будет легче во взрослой жизни  справиться с тяготами бытовой и социальной среды.

Чтобы овладеть неотъемлемыми навыками повседневной жизни необходимо время и терпение. К детям с особыми потребностями необходим другой подход, так как методы, применяемые для обучения нормотипичных детей, срабатывают далеко не всегда. Процесс обучения у них может протекать по-другому и быть более медленным.  Детям с особыми потребностями требуется помощь взрослого для того, чтобы овладеть всему этому.

Обучая ребенка навыкам  самообслуживания, мы тем самым способствуем его психическому развитию. Умея выполнять многие навыки самостоятельно, у ребенка поднимается самооценка, он чувствует свою значимость и нужность. Это в свою очередь является важным шагом на пути к его самостоятельности и независимости.

Дата обновления страницы: 27.09.2022