Вторую мировую войну принято называть войной моторов. На первое место выходила моторизированная техника. Но где есть техника, там должен быть и водитель, место человеческому фактору всегда остается. Водителей порой незаслуженно забывают, говоря о Победе в Великой Отечественной войне. Но шоферы не меньше других рисковали жизнью во время тяжелейших боев, доставляя бойцов на фронт, топливо «Катюшам» и танкам. И танк, и орудие без снарядов просто железо, не имеющее смысла в бою. Занимались снабжением, погибая под бомбёжками, артиллерийскими и минометными обстрелами, постоянно рискуя налететь на прорвавшиеся вражеские танки. Защиты и комфорта в их примитивных автомобилях было немного, все делалось за счет самоотверженности, стойкости, самопожертвования.

Одним из таких незаметных героев был и Колбаса Иван Кузьмич. Родился он 20 марта 1923 года в селе Песчаное Бурлинского района. Отец умер рано. Матери пришлось одной растить  шестерых детей. Задолго до начала войны он освоил трактор. С позиции сегодняшнего времени это кажется невероятным, но трудовой стаж Ивана Кузьмича начал исчисляться с девяти  лет. Работал с 20 января 1932 года по 2 марта 1943 года в Бурлинской МТС трактористом.

На фронт его  сразу не взяли, хотя по годам вполне подходил. Очень худой был. Еды было мало, лишь к 20 годам поправился немного.

Фронтовая служба  сложилась необычно.  Вначале новобранца с  другими парнями отправили в Бердск на курсы в авиачасть, но по неизвестной причине его вернули на призывной пункт в Новосибирск, а оттуда – в другую учебную часть.  Через месяц молодой солдат оказался в подразделении, которое входило в состав резерва Ставки Верховного командования. Так и оставался там до конца войны. Что делал? Перевозил  и подвозил боеприпасы, продукты, снабжение на передовую, рискуя своей жизнью.  Побывать пришлось во многих  местах – в Киеве, Житомире, Ленинграде, Сталинграде, до Берлина не дошел всего 60 километров, но в боях не участвовал.

Так распорядилась судьба. Обидно было, конечно. Но с другой стороны, радостно, что живой остался, здоровье сохранил. Не зря ведь до столь уважаемых годов  дожил.

После окончания войны продолжал служить в армии до 1952 года.  Большую часть времени  работал с пленными немцами, охранял их, которые работали на восстановлении разрушенных домов.  И опять пришлось поездить по стране. Калуга, Тула, Новгород и другие российские города повидал…

После демобилизации домой прибыл, пошел устраиваться в Славгородскую автоколонну водителем.  Других записей в его трудовой книжке больше нет.  С 1952 по 1985 год трудился водителем. Вначале на специальной машине развозил хлеб в магазины Славгорода, Ярового, и в район приходилось ездить. Перед пенсией предложили поработать на автобусе. Подготовка и опыт позволяли,  да и зарплата там повыше была. А это, естественно, отражалось на размере пенсии. Получилась она  у него по советским временам максимальной – 132 рубля.

С водительской баранкой не расставался ещё много лет. За год до своего 90- летнего юбилея ездил на личном автомобиле. Удивительное это поколение военного времени.

В настоящее время Иван Кузьмич живет с супругой Анной Никитовной в городе Яровое, с которой в декабре 2018 года отметили 63 годовщину совместной         жизни, воспитали двоих детей.

Колбаса И.К. не просто ветеран Великой Отечественной войны, он любимый дедушка. У него есть, кому продолжить его род: внучка, внук и четверо правнуков.  Отдельно хочется отметить его внука, который несет военную службу в Москве. И, несмотря на то, что живет так далеко, часто навещает своего деда.

Прожив 96 лет,   Колбаса И. К. следит за своим здоровьем,    вполне неплохо чувствует себя,  сохранил ясную память. Очень любит играть в шахматы.  А утром и вечером потихоньку совершает прогулки по кварталу.

Да, другими были те люди, сильны телом и духом, и как бы их не ломало, не гнуло к земле, стояли они, стояла и наша держава.