«Истинное счастье – это мир в душе»

Цитата из книги Э. М. Ремарка “Приют грез”

Каждый человек с детства знает: конфликтов следует избегать, ссориться нехорошо, нужно жить в мире и согласии. Помните  любимую фразу кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно»?

Но, разномыслия, несовпадения точек зрения, взглядов среди людей в любой социальной группе (семье, классе, общественной организации, производственном объединении и т.д.) неизбежны, и ничего страшного в этом нет. Как говорится, «сколько людей – столько и мнений».

Конфликты сопровождают человечество на всем протяжении истории его существования. Но только раньше споры и конфликты решались на уровне семьи, общества, был огромный авторитет старшего поколения, родителей и пращуров почитали и уважали. Благодаря этому, конфликты не были столь яркими и серьезными. Люди были более религиозны, а верующий человек исполнял заповеди Божьи, где основой является любовь и прощение.

Современный мир изменился и сейчас мы постоянно становимся если не участниками, то свидетелями ситуаций, основанных на непонимании сторон, на нежелании вникнуть в суть проблемы и понять противоположную сторону. Такие ситуации очень часто происходят на работе, на рынке, в магазине, в других сферах жизни.

Люди стали тревожнее,  напряжённое,  в большей степени беспокоятся о собственных интересах, не думая, о том, каково ближнему. Из практики разрешения повседневных споров стала уходить такая форма, как переговоры, конструктивный диалог. Их замещает обращение в инстанции, жалобы, стремление, во что бы то ни стало наказать обидчика, не желание вникать, разбираться в ситуации, слышать и понимать другую сторону конфликта. Подчас возникает даже, казалось бы, совершенно ясный для понимания каждого человека вопрос: «зачем прощать?».

В результате все чаще острый конфликт разгорается там, где его в принципе могло и не быть. Конфликтуя, стороны забывают, что в ссоре не бывает победителей, обе стороны, если они не договорились – проигравшие, обе стороны надолго теряют душевный мир и покой – главное условие счастья, несут в душе свою рану, продолжая «наступать на те же грабли» в похожей ситуации.

Особенно тяжело переживает семья конфликт с участием своих детей, это ведь самое дорогое, что у нас есть и «за него (нее) я насмерть встану».

Дорогие родители, не надо «на смерть», зачем такие жертвы вашему ребенку, вы нужны ему живыми, любящими, счастливыми. Куда больше пользы для наших детей будет, если мы сядем и попробуем здраво разобраться в ситуации, научим его анализировать, мужественно признавать, и исправлять свои ошибки, великодушного прощать обидчика.

В арсенале нашего общества есть инструменты, которые могут помочь семье в мирном разрешении конфликта.

Последние несколько лет в Славгороде активно развиваются территориальная служба примирения при Комплексном центре социального обслуживания, в каждой школе города созданы школьные службы примирения.

Миссия службы примирения – развить и закрепить способность людей к взаимопониманию как культурную традицию.

Что же такое служба примирения?  Это площадка для переговоров сторон, нейтральная, где никто не будет воспитывать, винить, укорять, оказывать давление. До примирительной встречи и во время нее с вами работает медиатор – нейтральное независимое лицо, которое помогает сторонам разрешить имеющийся конфликт или спор, иными словами – независимый посредник в переговорах.

Что мы имеем в результате введения территориальных и школьных служб примирения? Во-первых, мы получили мощный инструмент снижения социальной напряженности и криминогенности среди подростков, т.к. часто конфликты основаны на нарушении закона несовершеннолетними. Далее, появились традиции конструктивного реагирования детей и родителей на конфликтные ситуации. Мы возвращаемся к мирному их урегулированию.

Как показывает практика, подобные примирительные процедуры позволяют не только снять эмоциональное негативное напряжение участников конфликта, не только дают возможность высказать свое мнение на ситуацию, а также услышать мнение противоположной стороны, но и позволяют не доводить конфликтные ситуации до судебных разбирательств.

Основной целью службы примирения является распространение среди подростков и родителей цивилизованных форм решения конфликтов, помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.

В Службу примирения могут обращаться родители, администрация школ, педагоги и сами учащиеся по возникшим проблемам в разрешении ситуаций конфликтного характера. Обратиться можно в образовательное учреждение, где обучается ваш ребенок либо, если конфликт выходит за пределы одной школы, в комплексный центр социального обслуживания по тел.  5-10-15 или же отправить заявку на электронный адрес slavgsentr@yandex.ru

Более подробно о том, как работают службы примирения, что такое восстановительные технологии и что они восстанавливают, мы познакомим читателей в следующей статье.

Территориальная служба примирения Комплексного центра